суббота, 25 декабря 2010 г.

Размышления об принципе индивидуализации в школе

Прошло около двух недель после конференции "Тьюторские практики: от философии до технологии".
Вспоминается утверждение, высказанное Т. М. Ковалевой: европейские страны объективно осознали необходимость индивидуализации образования, т. е. в этих странах сложились реальные условия для этого.
В России индивидуальный подход применяется не систематически, а что уж об индивидуализации говорить. Получается так:
В Европе: Массовая школа---индивидуальный подход ---индивидуализация.
В России: Массовая школа---индивидуализация.
Для осуществления принципа индивидуализации должны быть сформированы хоть на каком-то уровне образовательные потребности ученика, хоть как-то он должен почувствовать, что ему не хватает знаний в какой-то области. Работая в школе осознаю, что большинство родителей и детей критерием успешности обучения считают оценки поставленные учителем, а не приобретенные знания. Об ущербности существующей системы оценивания знаний я потоскую как-нибудь в другом сообщении.
Еще одна "непонятка" - новые стандарты образования призывают к применению принципа индивидуализации, а осуществление "оптимизации" образования привело к  увеличению наполняемости классов до 32 человек, сокращению педработников и обслуживающего персонала. (Как будто правая рука не знает что делает левая). Тут не до индивидуального подхода, где уж до индивидуализации!
Чем индивидуализация отличается от индивидуального подхода?
Приведу пример. В конце 80-х годов была введена талонная система распределения продуктов: мыла, сахара, масла, мясопродуктов, табачных и спиртных  изделий. Власти сами решали чего нужно каждому жителю города и в каком количестве (хотя может ему это на самом деле и не нужно: зачем младенцу водка или табак?) Существующая система образования похожа на такую систему распределения: государство через образовательную программу решает чего и сколько часов каждый юнный гражданин должен изучать.
Сейчас, правда, существует определенная свобода выбора: школы с углубленным изучением предметов, профильные классы, элективные курсы и др. Учитель, осуществляющий индивидуальный подход, скорее всего позаботится о том, чтобы донести новый материал до каждого ученика по - разному. (например, с учетом психологических особенностей). Это похоже на то, как если бы Вы пришли в магазин с талоном и имели бы возможность не просто купить мыло, а выбрать мыло, которое не вызывает у Вас аллергию.
Если сравнивать индивидуализацию в образовании с походом в магазин, то это та ситуация, когда покупатель сам формирует свою потребительскую корзину -  при этом сам несет ответственность  и бремя расходов за свои покупки. Новый закон об образовании (точнее его проект) закладывает юридические основания для такого выбора образовательных услуг. Это возможно будет осуществить через построение индивидуальной образовательной программы как в выборе изучаемых предметов в рамках не обязательно одного образовательного учреждения, так и в рамках одной образовательной области (например Математики).Так как построение такой программы - дело серьезное, то здесь нужен специалист - тьютор, работающий с развитием образовательного интереса ученика.
Размещаю несколько фотографий с конференции.
Я слева, справа Петрова О. В. а в центре Ковалева Т. М.


2 комментария:

  1. Интересная статья!
    Татьяна Сергеевна, а как сделать на странице такие же снежинки?

    ОтветитьУдалить
  2. Лера, про то, как обустроить свой блог я пишу в блоге Первый опыт (см. ссылку на этот блог на боковой панели)

    ОтветитьУдалить